— Я с вами! Источник фото.

Я self-employed. Выводы после года в свободном плавании

Natalia Babaeva
8 min readOct 16, 2018

--

В мае прошлого года я вышла из найма. Нашла клиентов, создала ИП и придумала свой проект — Школу ченджеров. Об этом пути я писала в блог. Сегодня я смотрю на весь этот путь и подвожу итоги — что получилось, а что нет. Этот пост я пишу для тех, кто думает, делать ли этот шаг.

Деньги

У Талеба есть малоизвестная книга The Bed of Procrustes. В ней найм приравнивается к рабству, а среди вреднейших зависимостей человека названы героин, углеводы и ежемесячная зарплата.

Я бы поправила: найм — это рабство взаимное. Работодатель тоже в рабстве у сотрудника. Нанял, значит должен платить.

В 2017 я не болела и не ездила надолго в отпуск, поэтому мой доход в self-employed опережал тот, что я получала в найме.

Наступил 2018-ый. Мы с Виталиком отдыхали на каникулах. Ему деньги падали на счет, а я думала, как отработать отдых за остаток месяца. Не придумала.

В феврале у меня снова минус половина бюджета. Вся семья жестко заболела гриппом — две недели температуры под 40 у нас и детей. Виталику деньги падают на счет, как и раньше, я откапываю кредитку.

Летом двухнедельный отпуск — еще минус половина. Виталик брал два отпуска я один. Каждый день в отпуске обходится мне в два раза дороже, чем мужу.

Стала ли я больше зарабатывать?

Выйдя из найма, я стала получать примерно в 3 раза больше в перерасчете на час. Но работать в часах я стала меньше.

Итого в 2017 году я заработала чистыми на 10–15% больше, чем в найме. В 2018 году мои доходы снизились — я заработала на 10–15% меньше, чем в найме. В 2018-ом на работу я стала тратить в среднем 3,5 часа в день.

Хотите узнать, сколько вы зарабатываете в месяц, работая в найме? Делите свою годовую зарплату не на 12 месяцев, а на 9. Это то же самое, что прибавить к месячной зарплате 25%.

На самом деле за работу в найме вы получаете на четверть больше, чем думали.

В праздники, отпуск и болезни вы не работаете. Все это время вам платят — за что я не знаю, но точно не за работу.

Совет: Если вы будете уходить из найма, рассчитывайте цену своих услуг с учетом того, что теперь вам будут платить только за работу.

Простои

Я взяла за правило брать один большой проект в единицу времени, чтобы держать фокус и быстрее запускаться, сократив time to market. Самое сложное в этой модели для меня — обеспечить непрерывность денежного потока. То есть убить дырки между проектами.

Представьте — в пятницу мы запустили предыдущий проект. Чтобы не простаивать, в понедельник уже надо стартовать новый. К этому моменту должен быть готов договор с полным scope проекта и датой запуска. Чтобы рассчитать дату проект должен быть глубоко декомпозирован, а для этого цели должны быть определены, роли расписаны, а бюджет посчитан.

Большая работа по проекту должна быть проделана до дня его старта. Мы говорим о чендж проектах с высокой степенью новизны и неопределенности. Почти каждый раз что-то идет не так и избежать простоев между проектами не удается.

Иногда спустя эти две недели подготовки я понимаю, что проект «не мой» — не подходит под мои критерии или я в него не верю. Передо мной оказываются две таблетки — брать проект, в который не верю или отказываться и сидеть без денег.

На одном тренинге по проектному менеджменту, я услышала такую мысль. Лучшим маркером перспективности/бесперспективности проекта на ранней стадии является фактор «Верит ли в проект менеджер проекта?». Если нет, проект скорее провалится. Меня удивило, что это говорили не бирюзовые лидеры, а люди из классического менеджмента.

После этого слайда зал взорвался негативом: «Профессионализм — это когда ты хорошо делаешь все, что дают».

Моя материальная эффективность в расчете на час выросла в разы, но я стала зарабатывать меньше, чем в найме из-за простоев. Выглядит как охрененный потенциал и хреновая бизнес-модель.

Совет: Работая на себя, закладывайте в бюджет время на простои или создайте бизнес-модель, которая их минимизирует.

Бизнес-модель

Сейчас я агентство в одном человеке. Мне приносят проблему, мы придумываем под нее проект и я его делаю. Если нужны еще люди, я их привожу.

Понятная агентская бизнес-модель, только микро. В рамках Наташи Бабаевой ее можно отмасштабировать ровно в два раза (если я беру по два проекта параллельно, работаю 7 часов вместо 3,5 и получаю в 2 раза больше). Этот вариант пока лежит на полке. Вторую половину дня я решила заниматься Школой ченджеров. Пока денег мне хватает, так я и буду делать.

Чтобы масштабировать модель в несколько раз, нужно прирастать людьми, то есть делать агентство. Эту мысль я отрезала — представила себя руководителем большого агентства и почувствовала, что это не то, чего я хочу.

С точки зрения бизнеса моя текущая бизнес-модель — треш. Но что-то пошло не так. В этих простоях я, стесняюсь сказать, бываю счастлива. Моя жизнь — не только бизнес, поэтому смотреть только на деньги — значит локально оптимизировать.

Совет. Думайте о своей бизнес-модели, но не забывайте о жизни.

Встречи

Время простоев я трачу на другие вещи. Развожу цветы на балконе, сижу в парке с мороженым или латте, рассказываю сыну про Высоцкого и Полозкову, пилю Школу ченджеров, встречаюсь с интересными людьми.

Если вы работаете на компанию, самое большое, что вы теряете — это завтраки, обеды и ужины с людьми из других бизнесов, которые вам профессионально интересны.

Помню, как Артем Степанов (гендир МИФа) как-то рассказывал о встрече с охрененной повесткой:

«Мы классные, вы классные. Давайте подумаем, что сделать вместе».

Я всегда была завалена работой и если кто-то предлагал встречу, фильтровала: «Если в ближайшие полгода у моего отдела нет задачи, которую ты можешь помочь мне решить, я не буду с тобой встречаться». Такая Жанна Дарк за честное использование рабочего времени. Бред.

Это была не проблема найма, это была моя проблема. Этим фильтром я ограничивала профессиональный кругозор — компании от этого лучше не становилось.

Привычку встречаться с кем-то интересным минимум раз в неделю привила мне Лена Резанова. Я даже отчитывалась по встречам.

Несколько встреч, на которых я не забыла (и не постеснялась) сфоткаться. Никита Непряхин (Business Speach), Сева Устинов (IT-Agency), Никита Маклахов («Будет сделано»), Юра Ярцев (RUSSOL), Дамир Халилов (Green-PR), Леша Пименов (ScrumTrek)

Со временем я поняла, как это работает. Когда я встречаюсь с людьми, я начинаю чувствовать себя частью большого мира — подключаюсь к его энергии. Я смотрю на себя в отражении разных людей и лучше понимаю, как развивается рынок и каково мое место.

Совет: Встречайтесь минимум с одним человеком в неделю, который интересен вам профессионально. Даже если вы решите не выходить из найма.

Эффективность

Самый эффективный день в моей жизни и самый неэффективный случились за последний год.

Я поняла это, когда делала упражнение по дизайн-мышлению. Меня попросили рассказать о самом эффективном дне. Я вспомнила, что однажды мне нужно было за 6 часов в выходной глубоко прокопать 4 важные большие темы с нуля до плана действий. Обычно на одну такую тему нужно три раза по три часа — и это если очень повезет. Но выхода не было — у меня было 6 часов на все.

В тот день я почувствовала, чтобы показать необычную производительность, нужно и действовать необычно. Я расположилась на полу в гостиной, отодвинула стол с центра комнаты, раскатала три куска рулонной бумаги из Икеи — метра по 2,5 каждый — села к одному из них и начала выгружать мысли по первой задаче. Как только мысли закончились, переходила ко второму листу думать на вторую тему и так далее. За 6 часов с перерывами была как выжатый лимон, но задача была решена.

В процессе эксперимента

Бывали неэффективные дни. Я просыпалась в полдесятого, понимала, что через полчаса у меня скайп по клиентскому проекту. Приводила себя в порядок, встречалась, фух. Листала фейсбук, обедала, кормила Ярика. Смотрела Дудя, убивала себя за то, что опять не сделала ничего для Школы ченджеров. Жалела себя, ненавидела себя. Встречала Эрика из сада, смотрела, как он играет в айпад и ложилась спать.

Совет. Вне найма три вещи становятся менее ровными: 1) доход, 2) эмоции, 3) производительность труда. Как к этому подготовиться, я не знаю. Будет уже хорошо, если вы будете знать, что это нормально и дело не в вас.

Нет слов

Сейчас для обозначения таких как я нет точного слова, поэтому я называю себя self-employed. Слово «фрилансер» — чаще про тех, кому ставят задачу, а он ее делает руками (такие как я сами решают, что делать). «Предприниматель» — для тех, кто нанимает и маштабирует (типо Тинькова). Слово «Консультант» — для тех, кто говорит, что делать и уходит. «Самозанятый» — это просто что-то обидное ;-)

Нет слова — значит нет нас. Нет слова — значит нам сложнее объяснить, кто мы, и маме, и будущим клиентам. Для бизнеса, чем непонятнее, тем больше рисков и я их понимаю.

Бизнесы «не нарезаны» под наш формат. Даже если мы круче, чем кандидат, готовый идти в штат, задачу скорее отдадут ему.

Бизнес часто перескакивает осознание потребности «Нам нужна аналитика» и говорит сразу «Нам нужно нанять аналитика». Потребность и должность спаяны в умах.

Бизнесы по умолчанию «нарезаны» на зоны ответственности. Не на проекты, которые могли бы взять профессионалы за штатом.

Бизнесы стараются найти человека-одно-окно, потому что так проще управлять. Чтобы нарезать зону на проекты, бизнесу нужно мыслить «проектно-нарезательным» образом. Я считаю, что это один из навыков будущего.

Совет: Даже оставаясь внутри компании, начните четче нарезать вашу чендж-работу на четкие отрезки-проекты. Навык пригодится, если вы решите покинуть компанию, и если останетесь. Настанет момент, когда вы будете внутри нарезать проекты для людей за штатом.

Будущее

Новый формат работы прет за нами, как бульдозер, и накатывает на пятки.

Год назад клиент предлагал мне место внутри компании и говорил, что не верит в сотрудничество за штатом. Три месяца спустя он решил попробовать. Полгода спустя он сказал, что возможно скоро это будет единственный способ работать с top-talent. Среди профессионалов в какой-то области может просто не оказаться людей, готовых связать себя с одной компанией. Спустя год после первой встречи, он начал думать о том, чтобы развернуть свой бизнес в сторону поддержки формата self-employed.

От отрицания до веры — всего за год. Скорость изменений свистит рядом с моими ушами. Даже не мечтайте, что эта история коснется только ваших детей.

В self-employed работает больше 3 млн. человек. Вы знаете организацию крупнее?

Сейчас в России меньше 5% фрилансеров, в Штатах — под 40%. Стартапы в этом сегменте один за другим выходят на IPO — Fiverr уже, Upwork собирается. Уровень людей и число специальностей на этих сайтах растут каждый год.

Self-employed люди объединяются в команды. На место старым форматам вроде агентства, приходят нетворки свободных людей, которые делают проекты и развиваются вместе. Например, дизайн-бюро «Интуиция». Если вы интересуетесь бирюзой и новыми организационными форматами, посмотрите видео о том, как они устроены.

Итого

Когда Марьяна прочитала этот пост, она сказала: «Видно, как сильно тебя колбасит».

У работы на себя есть плюсы и минусы. Мне не нравится сравнение найма с рабством, я не ворочу нос от найма и иногда завидую тем, кому платят за сидение под елкой.

Но я слышу, как нас догоняет бульдозер свободной работы. Под эти звуки странно поворачиваться и идти назад.

В предыдущих сериях: как я ушла из найма, месяц первый, месяц второй, месяцы третий и четвертый, месяцы с пятого по восьмой, месяцы девятый и десятый, два года.

Меня зовут Наташа Бабаева. Я пишу про маркетинг, продукт и инновации. В Facebook лично, в Telegram кратко, на Медиум детально.

Помогаю прокачивать навыки инноватора в Школе ченджеров. В чем идея? / Подписаться→

Копаю тему инноваций в платной рассылке «Бабаева копает инновации». В чем идея? / Подписаться→

--

--

Natalia Babaeva
Natalia Babaeva

Written by Natalia Babaeva

Founder at School of Changers, Change Consultant, Medium blogger

Responses (6)