Я self-employed. Два года как

Я сижу на балконе с ноутом и блокнотом. Сегодня 29 апреля, завтра 30, а послезавтра начинается май. У меня есть два дня, чтобы придумать, как заработать в мае.

6 min readApr 30, 2019

--

От того, сколько денег я заработаю, зависит, продержусь ли я в плюсе по кредитке хотя бы месяц, заплатим ли мы ипотеку в мае, поедет ли Ярик в лагерь, поеду ли я на фестиваль, смогу ли я перевести родителям немного денег и о чем мы будем говорить с мужем по вечерам.

Я машинка, которая заправляется интересом. От того, зайдут ли мне проекты мая, зависит не меньше, чем от того, заработаю ли я на них. Может я буду киснуть, как в марте.

Я в марте

А может сохраню подъем и бурление апреля.

Я в апреле

На кону многое, а у меня два дня. Пару лет назад меня бы заклинило от давления. Сейчас я знаю, что это просто задача с бесконечным числом более и менее правильных вариантов решения. Как в школе — вот задача, просто думай. Главное помни, что решение существует, а ты вроде умненькая и поэтому справишься.

Сама!

Когда я уходила из МИФа, я давала себе три месяца, чтобы понять, оставаться или искать работу. Не помню, была ли спустя три месяца точка принятия решения. Кажется, я про нее забыла и вспомнила только сейчас. И мне приятна эта мысль — сомневалась, смогу ли три месяца, а уже два года «сама!»— и ок.

До чего же приятное чувство «сама!» Могу сама искать клиентов, платить налоги, продавать, составлять договора.

Талеб поддерживает мою «самость». Говорит, что моя нестабильность на самом деле — это зарождающаяся антихрупкость.

Помните у Талеба историю про двух братьев-близницов из Лондона — Джон работает в банке, Джордж таксист-частник:

«Из-за нестабильности дохода Джордж часто ноет, что у него, в отличие от брата, нет гарантированного рабочего места, — но на деле это иллюзия, так как у Джорджа имеется нечто большее.

Вот главная иллюзия на свете: принято думать, что случайность — это что-то рискованное и плохое, а избавиться от случайности можно, избавившись от случайности.

Благодаря переменчивости карьера частника обретает определенную антихрупкость: небольшие колебания заставляют его адаптироваться, постоянно меняться, узнавать что-то новое и все время находиться под давлением обстоятельств, вынуждающих приспосабливаться. Помните, что стрессоры — это информация; реагируя на непрекращающийся поток стрессоров, частник вынужден держать нос по ветру. Вдобавок в жизни частника случаются подарки судьбы, неожиданности со знаком ‘‘плюс’’ и свободный выбор, а это верный признак антихрупкости».

Короче, избавиться от случайности можно только повернувшись к случайности. Спасибо, Талеб! Буду перечитывать тебя в мае.

Ампутация

До 2019-го я ехала на старых рельсах — делала то же самое, что и в найме, вела маркетинговые проекты. Только не для одного работодателя, а для разных клиентов. В каком-то смысле я была «сама!», но не во всех. В конце 2018-го с рельсов пришлось сойти.

Я в феврале

В конце осени рельсовая часть моей деятельности протухла и начала вонять, всем вокруг было не сладко. Пришлось ее ампутировать.

Я в ноябре. © Реквием по мечте

Симптомы были ужасны — организм выключался без спроса, прямо как маленький ребенок в кризисе — не слушается, хоть убивай. А убивать жалко, свой, поэтому ты начинаешь слушаться его.

По-настоящему «сама» я стала после этой ампутации. Мой доход стал полностью зависеть от того, чего я не делала раньше — консультаций, Школы ченджеров и разовых консультационных групп вроде «Объясни другим себя». Доход стал еще менее предсказуемым, а расходы настроены на старые доходы — с рельсов вроде ипотеки и платного садика так просто не съедешь.

Я жалуюсь Лене

Сегодня мы скайпили с Леной Резановой и я пожаловалась, что этот новый виток какой-то неправильный.

Последние три месяца проходят по новому сценарию — в конце месяца я сажусь и думаю, на чем буду зарабатывать в следующем. Весь месяц делаю, а потом сажусь и думаю с нуля. Это стресс, спринтовые нагрузки и короткий горизонт планирования при непонятных деньгах.

Я спросила у Лены, может я делаю что-то не то? Мыслю в короткую, все деньги вывожу из бизнеса— как тут построишь что-то значительное? Она сказала, что пусть деньги пока и не копятся, зато копится информация, на которой потом значительное можно будет разглядеть и построить. Я ведь в этом новом совсем еще малыш.

Я вроде успокоилась и пошла решать свою майскую задачу. Но потом опять получила смску от мужа, который поехал платить за ипотеку:

И появляется тревога.

Мотивация выживания

В начале этого года у меня уже был момент, когда на счету не было денег. Я стала жить на кредитку и вспомнила, как это — внимательно смотреть на цены в Пятерочке :-)

Потом настал момент, когда совсем все. Приперло.

Тогда сомневающаяся во всем амеба вдруг встала и пошла прямой походкой фигашить Третий курс Школы ченджеров. От него зарядилась и весь апрель пробыла человеком.

Это я в марте

Как будто я подрубила себя к запасному аккумулятору— к мотивации выживания. Точнее он сам.

Кажется, в нижних слоях пирамиды Маслова (там где еда и безопасность) спрятан колодец с огромной энергией. Ты можешь сдуваться ровно до того момента, пока не захочешь есть или за тобой не погонится тигр. И вдруг ты, даже если амеба, вскакиваешь и бежишь.

Откуда берутся эти силы? Ты не делал зарядку, не ездил на море и не медитировал — энергию не копил. Как обнуленная батарейка вдруг становится заряженной на 110%? Удивительный подарок природы.

Я совсем было забыла, что он есть. Что можно радоваться десятке, упавшей на счет за вчерашнюю консультацию. У меня есть десять тысяч — значит, я могу пойти и купить сыну кроссовки, кайф. И еще останется на Пятерочку.

Причины и следствия

Раньше деньги текли сами по себе — ручеек можно было сделать потоньше или потолще не чаще раза в год, но твоя повседневная активность не особенно на него влияла. Ручеек сам по себе — работа сама.

И вот ты сидишь и думаешь: «А какой же смысл в моей работе? А достаточно ли он большой?». Развивается «слепота на десятку». У сына есть кроссовки, ты не можешь ответить на кассе Пятерочки, какие яблоки ты взяла. Но смысла в работе ты не видишь.

Мозг перестает видеть причинно-следственную связь между работой утром, и тем, что падает тебе на счет вечером. Я думаю, это приводит к одному из видов «выученной беспомощности».

В одной компании каждый квартал нам давали премию «по результатам работы». Мне казалось, я здорово набираю в качестве и огненно перформлю. Я очень старалась «заработать премию», чтобы накопить на обучение в Беркли. Но каждый следующий квартал моя премия по разным причинам оказывалась ниже, чем в предыдущий.

За полтора года я почти превратилась в одну из тех собак из теории выученной беспомощности, которым уже все пофиг, потому что от них ничего не зависит.

Сейчас я вижу, как мои действия влияют на мои деньги. Я собака, которая выпрыгивает из ящика, когда ее бьют током, а не поскуливает, свернувшись калачиком — и в этом смысле мне круто. Я рада, что вновь познала мотивацию выживания и что она спасла меня в нужный момент.

Я надеюсь, теперь я буду помнить о мотивации выживания и она будет потихоньку меня подпитывать. Но я совсем не хочу надолго зависать в ее компании.

Итого

Сегодня 30 апреля. У меня остался один день придумать план, как заработать в мае.

Первый день из двух я потратила на то, чтобы написать этот пост. Мне кажется, получилось слишком мрачно, но править некогда. Просто поверьте, я сейчас на большом позитиве :-).

Иду на балкон решать задачу. Главное не забыть, что решение существует, а я умненькая и должна справиться.

В предыдущих сериях: как я ушла из найма, месяц первый, месяц второй, месяцы третий и четвертый, месяцы с пятого по восьмой, месяцы девятый и десятый, год в свободном плавании.

Меня зовут Наташа Бабаева. Я пишу про маркетинг, продукт и инновации. В Facebook лично, в Telegram кратко, на Медиум детально.

Помогаю прокачивать навыки инноватора в Школе ченджеров. В чем идея? / Подписаться→

Копаю тему инноваций в платной рассылке «Бабаева копает инновации». В чем идея? / Подписаться→

--

--

Founder at School of Changers, Change Consultant, Medium blogger