Картинка из Китайской книжки «Откуда берутся дети»

Как объяснить ребенку маркетинг

Natalia Babaeva
3 min readOct 25, 2016

Мне было 18, когда я узнала, что такое маркетинг. Подруга поступила на экономику в Вышку и рассказала, что это вроде колдовства, которое проворачивают экономисты, чтобы твои консервы продавались в магазине. Хотя вокруг полной таких же.

Потом был случай на рынке. Продавщица расхваливала что-то, когда девушка сказала «Это все маркетинг». И пошла дальше. Я поняла, что «маркетинг» — это ругательное слово, которое можно использовать при продавцах. «Маркетинг» происходит от слова «рынок», но и на рынке толком не знают, что это.

Скоро семь лет, как я в маркетинге. Примерно год назад настал день, когда 8-летний сын спросил «Мама, что такое маркетинг?». Я подготовилась.

— Сынок, у тебя есть какая-нибудь проблема?

— Нужно разобрать лего и разложить по цветам. А то папа не купит мне новый набор.

Ярик в завалах лего

— Представь, что в одном маленьком городе живет человек. Он изобрел машину, которая разбирает лего и раскладывает по коробочкам.

— Круто. Я бы хотел такую.

— Поначалу он верил, что его изобретение поможет многим мальчикам на планете. Бросил работу и начал собирать такие машины на продажу. Но появилась проблема. В его городе никто не играл в лего. Соседи, которым он показывал машину, не хотели ее покупать. Тогда он решил, что изобрел ерунду и что вернется на работу, бросит попытки делать и продавать машины для разбора лего. То есть тебе, Ярик, все таки придется разбирать лего самому.

— Это и есть маркетинг?

— Нет, маркетинга тут как раз не было. Если бы у изобретателя был маркетолог, все было бы хорошо. Маркетолог сделал бы так, чтобы о машине узнали те, кому она нужна во всем мире. Например ты. Изобретатель стал бы заниматься любимым делом. А ты перестал бы мучаться и поехал бы с папой за новым набором.

Маркетинг — это когда ты делаешь так, чтобы о полезных штуках узнавали люди, которым они нужны.

Объяснение показалось сыну понятным.

А я подумала. Ведь маркетологи очень могущественные ребята. От них зависит, что мы будем есть, носить, какие эмоции испытывать, читая утром фейсбук, и куда мы поедем следующим летом.

Например, когда менеджеры нашего отдела соберутся в Москве, мы пойдем в iMax или на кулинарный мастер-класс. Потому что маркетологи каких-то компаний сделали так, что из всего разнообразия московских развлечений, мы вспомнили именно об этих.

Если крутейшие маркетологи мира решат, что в следующем году надо носить брюки с огромной ширинкой, мы с вами будем носить брюки с огромной ширинкой (куда денемся).

Брюки, которые носили герои фильма «Она»

Если крутые маркетологи не будут работать в табачных компаниях — однажды не станет никаких табачных компаний.

Если команда маркетинга сильнее у Хилари, победит Хилари. Если бы была у Трампа, победил бы Трамп.

Если крутейшие маркетологи придут работать в МИФ, в следующем году больше людей будет читать. Если на СТС — смотреть телек.

Получается, крутые маркетологи голосуют трудовой книжкой за то, каким быть будущему.

По этому поводу у меня небольшое обращение к маркетологам.

Если вам все равно, на кого работать («лишь бы платили»), оставайтесь плохим маркетологом.

Меня зовут Наташа Бабаева. Я пишу про маркетинг, продукт и инновации. В Facebook лично, в Telegram кратко, на Медиум детально.

Помогаю прокачивать навыки инноватора в Школе ченджеров. В чем идея? / Подписаться→

Копаю тему инноваций в платной рассылке «Бабаева копает инновации». В чем идея? / Подписаться→

--

--

Natalia Babaeva

Founder at School of Changers, Change Consultant, Medium blogger